Меню

Россия может войти в ТОП-10 ведущих мировых экспортеров продовольствия

20 мая 2021 года Комиссия РСПП по агропромышленному комплексу провела заседание по теме: «Экспорт продукции российского АПК: современное состояние и перспективы дальнейшего роста».

На заседании рассмотрели и обсудили актуальные вопросы дальнейшего наращивания российского аграрного экспорта, ключевые направления и инструменты продвижения российской агропродовольственной продукции на внешних рынках, вызовы и трудности, с которыми сталкиваются российские сельхозтоваропроизводители при поставках продукции за рубеж, а также меры по дальнейшему совершенствованию инструментов государственной поддержки экспорта продукции АПК и повышения ее конкурентоспособности.

К участию в мероприятии были приглашены депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций АПК, ведущие эксперты отрасли.

Так, были озвучены рекордные объемы прироста российского экспорта продукции АПК в 2020 году по всем товарам, кроме морепродуктов. В натуральном выражении за рубеж было вывезено порядка 79,0 млн. тонн продукции на сумму 30,5 млрд. долларов США в более чем 157 стран мира. Теперь Российская Федерация заняла 17-е место в рейтинге основных мировых экспортеров и имеет опережающие темпы прироста. Чтобы войти в ТОП-10 ведущих мировых экспортеров нам необходимо выйти на объем в 45 млрд. долларов США и темпы роста прошлого года дают шанс это осуществить. Тем не менее, в 2021 году России едва ли удастся увеличить объем экспорта и преодолеть рубеж в 31 млрд. долларов США.

Перспективными рынками для России остаются страны Азии и Африки. Большие надежды возлагаются на Китай, Алжир, Филиппины и Вьетнам. К примеру, Россия является основным поставщиком кондитерских изделий в Китай, мы стали расширять ассортимент экспортируемой продукции и увеличивать объемы, но совсем не создали систему продвижения для укрепления наших позиций на китайском рынке.

На заседании было отмечено, что ключевая проблема экспорта российской продукции АПК на внешние рынки – нормы и требования стран, которые мы не всегда можем выполнить. Для этого необходимо продолжать работу по модернизации отрасли, контролировать эпизоотическую ситуацию, внедрять современную систему менеджмента качества, проводить аналитику рынков для постоянного контроля спроса и прогнозирования ассортимента и объемов экспорта с учетом потребностей стран-получателей (контроль изменения потребностей на каждом рынке).

Экспорт – это фактор развития любой страны. Экспорт продукции АПК из России это мотиватор, движущая сила для дальнейшего экономического развития нашей страны. Поэтому инвестиции в российский АПК — это не только достижение новых уровней на мировой арене, но в первую очередь – потенциал для внутреннего развития бизнеса (рабочие места, зарплаты, налоги), что в итоге, с ростом объемов производства, подтолкнет к выходу на внешние рынки.

Мясо:

Рынок России насыщен мясом птицы и свинины, поэтому экспорт – необходимость.

Отрасль свиноводства была восстановлена практически с нуля. В 2020 году, по данным Национального союза свиноводов, было произведено 4,3 млн. тонн свинины в убойном весе. Россия вошла в ТОП-5 мировых производителей, обогнав даже Бразилию. Сегодня экспорт превышает импорт. Но в ближайшие 3-4 года в производстве произойдет прирост порядка 1 млн. тонн, поэтому увеличение объемов экспорта свинины — это стратегическая составляющая роста экспорта продукции АПК. Главным рынком для поставок российской свиноводческой продукции сейчас является Вьетнам. Здесь Россия занимает первое место по ввозу свинины– 25%. Еще 25% — досталось Бразилии. Стратегически важно не потерять этот рынок и укрепить, зафиксировать здесь свои позиции.

По птице экспорт ежегодно показывает впечатляющий прирост. Сейчас Россия занимает 11 место среди стран-экспортеров (если учитывать ЕС как одну страну). В Китае мы занимаем третью позицию (порядка 19%), уступая только Бразилии (45%) и США (27%). Отметим, что основные куриные продукты, импортируемые Китаем – это лапы, наггетсы и крылышки, составляющие 38%, 34% и 21% соответственно.

Поставки в Саудовскую Аравию в январе-марте 2021 года выросли на 6,8% (+0,3 тыс. тонн). Здесь мы тоже занимаем третье место.

Однако, как отметил генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов, нам надо срочно открывать новые страны и наращивать объемы поставок, так как на сегодняшний день 90% российской птицеводческой продукции, предназначенной для экспорта, отгружается всего в пять стран мира (без учета стран ЕАЭС). При этом, главным образом речь идет о Китае и Украине. Экспорт в Украину — это экспорт в ЛНР и ДНР, куда за первый квартал 2021 года Россия уже снизила поставки на 43%. Китай тоже сократил импорт птицеводческой продукции из России. За первый квартал 2021 года он уменьшился на 35% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года. Такие цифры не могут не настораживать. Поэтому лишь диверсификация экспортных направлений и увеличение своей доли на существующих рынках поможет российским птицеводам уверенно смотреть в будущее. А для этого нужно работать над узнаваемостью продукции российского птицеводства и доверием к ее качеству. Российское мясо должно занять свое прочное положение на международном рынке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *